День инвалида

В связи с приближением международного дня инвалида, и в целях формирования толерантного отношения к людям с особенностями психофизического развития на сайте учреждения образования представлена информация о том, как корректно общяться с людьми с инвалидностью.

Правила общения с людьми с инвалидностью

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
  5. Обращайтесь к детям с инвалидностью по имени.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».
  11. Помните слова Евгении Воскобойниковой, телеведущей с инвалидностью: не следует бросаться на оказание помощи человеку с инвалидностью, не спросив как правильно это сделать.
  12. Руководствуйтесь важным принципом: «Не навреди!». Проявляйте заинтересованность в результате, а не в вашем участии в этой помощи. Прислушивайтесь к пожеланиям и подсказкам человека с инвалидностью в том, каким образом сделать вашу помощь эффективной. Не следует обижаться и сетовать на неоцененность вашего душевного порыва — важен результат вашей помощи.
  13. Избавляйтесь от стереотипов в выборе темы разговора: людям с инвалидностью интересны те же темы, что и для других людей. Не переводите тему общения, считая, что она может расстроить человека с инвалидностью: темы выбора горнолыжного курорта, покупки новых туфель на высоком каблуке или секса актуальны, важны и доступны.
  14. Не позволяйте себе жаловаться на жизнь в присутствии человека с инвалидностью: «Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!».
  15. Придерживайтесь важнейшего правила взаимодействия с людьми с инвалидностью: «быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги – это не значит, что у него нет мозгов».

Очевидно, что правила этикета просты, предполагают тактичность в словах, жестах, поступках. Они универсальны, желательны для общения всех людей, но нередко не соблюдаются. Очевидно, что соблюдение этикета формирует взаимное уважение друг друга, способствует предотвращению стигматизации и дискриминации личности.