Что такое инклюзия?

Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье “Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике” (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

“Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

истема образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие “инклюзии” от “интеграции”?

Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

Таким образом, интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь” 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

– внимание направлено на проблемы «особых» детей;

– изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

– преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

– организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

– образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

– ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

– внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

– изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

– преимущества получают все дети;

– образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

– качественное обучение и воспитание всех детей;

– трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.