Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):
1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот и т.д.
2. Развивайте у ребенка ориентирование в пространстве: «Назови, что находится слева от тебя, справа, ближе, выше, и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели и др.) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок яблочный, а из груш – грушевый, из слив – сливовый. Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.
7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.
8. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное — несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.
9. Учить скороговорки, сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус остановился у светофора и др.).
10. Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку… Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»
11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, белки, собаки, свиньи, овцы, коровы…
12. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
13. Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?… (ручка), язык — ?…
14. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) простые ритмы: ! ! , !! !! , ! !! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! , !! ! !! , !! !!!. Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.