Обобщение педагогического опыта

Педагогический опыт

Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе. Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.

Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Деятельность методической службы колледжа направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности.

Квалифицированный педагог отличается:
1. высокой профессиональной компетентностью;
2. самостоятельностью суждений;
3. умением прогнозировать (ставить цель);
4. умением проектировать (определять приоритетные задачи);
5. умением программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);
6. умением планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);
7. анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);
8. оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).
Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога. В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
 
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно – воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.