Педагогический проект

Педагогический проект «Формирование умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по подготовке к обучению грамоте,
с использованием метода наглядного моделирования»Сроки реализации педагогического проекта: 2022 – 2024 гг.

Руководитель учреждения образования: Глушанина Марина Петровна, заместитель заведующей по основной деятельности государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Смолевичи». Телефон 80177636874

Руководитель педагогического проекта: Глушанина Марина Петровна, заместитель заведующей по основной деятельности государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Смолевичи». Телефон 80177636874

Разработчик проекта: Тупицына Анна Юрьевна, учитель-дефектолог (учитель-логопед) государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Смолевичи» Телефон 80177636874

Теоретическое обоснование педагогического проекта

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению грамоты, а именно – чтения и письма. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления. Таким образом, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, что создаёт препятствия
в процессе овладения грамотой и приводит к возникновению нарушений чтения, письма, т.е. дисграфии и дислексии. Итак, если у ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не будет сформирован звуковой анализ слова, то не будет базиса для развития слогового анализа слова и анализа предложения на слова. Соответственно пострадают и процессы синтеза.
То есть ребенку будет сложно синтезировать звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, понимать смысл прочитанного. И как следствие,
у ребенка с тяжелыми нарушениями речи будет наблюдаться дисграфия
и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Следовательно, последовательное развитие процессов языкового анализа
и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи очень важно.
Что подтверждают многочисленные исследования таких авторов как:
Р.Е. Левина [0], Р.М. Боскис [0], Н.А. Никашина [0], А.К. Маркова [0], Г.А. Каше [0] и др.

Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий
в общеобразовательную школу с логопедическим заключением общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению
и письму.  Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни, а именно проведение активной работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза. Многие авторы указывают что, в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие – несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Профилактика дислексии и дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Такие авторы как, Р.И. Лалаева [0],
И.Н. Садовникова, Т.А. Ткаченко [0], Т.Б. Филичева [0] в своих работах указывают, что между недоразвитием речи и нарушением фонематического анализа и синтеза существует тесная взаимосвязь.

Использование наглядности при обучении детей с ТНР, важное звено  формирования необходимого навыка у данной категории детей, так как позволяет подключить визуальный анализатор, помогает запомнить, создать образ и является опорой для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные
не в речевом, а в наглядном виде, так почему бы абстрактные понятия
не перевести в наглядный и доступный материал. В своей книге «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше указывает,
что при разработке методики коррекционного обучения, особенно большое значение, придавалось им соблюдению основополагающих дидактических принципов, одним из которых является – принцип наглядности [0].
Г.А. Каше предложил методику коррекционного обучения именно для детей с несформированностью фонематических представлений, что приводит
к очень слабой способности детей к звуковому анализу. Также Н.Н. Баль
и Н.В. Чемоданова в своих работах указывают на необходимость
и целесообразность использования разнообразной наглядности при предоставлении обучающемуся разноуровневых упражнений в работе
по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников
с ТНР. Наглядный материал для младшего школьника с ТНР помогает выстроить задание по принципу «от простого к сложному», и к тому же
с оказанием помощи. Помощью для ребенка с ТНР в данном случае и будет наглядный материал. Наглядный метод позволяет развивать образное мышление и зрительно-пространственные функции для совершенствования глубинных уровней речемышления [0]. А помощью в таком случае будут выступать, графические схемы, картинки, образы букв, мнемотаблицы и др. Безусловно, что любая наглядность должна соответствовать возрасту ребенка, используемому учителем-логопедом, речевому материалу, уровню развития ребенка, поставленным целям и задачам. Для формирования звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи необходимо обеспечить условия, позволяющие сформировать абстрактные языковые умения на уровне представлений с возможностью контроля
со стороны педагога за процессом усвоения этих умений. Одним из таких условий является: вынесение процесса формирования умения вовне, его материализация, а именно наглядное представление [0].  То есть создание наглядного образа, и сопоставление этого образа с абстрактным понятием дает возможность сформировать умение языкового анализа и перенести это умение на действие. Где педагог может направить ребенка, помочь создать нужный образ, сопоставить этот образ с конкретным понятием, следовательно, вывести это понятие вовне, и применить свои действия
на практике, сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно, опираясь на сформированный наглядным методом образ. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка с ТНР помогает сформировать языковые умения, позволяет ученику перейти от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам, о чем говорил еще 
Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин [0]. 

В связи со всем вышеизложенным считаю необходимым практический поиск и теоретическое обоснование новых приемов и способов  формирования, звуко-буквенного  анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях
по подготовке к обучению грамоте, с использованием метода наглядного моделирования.

Одним из вариантов использования метода наглядного моделирования на занятиях по подготовке к обучению грамоте может стать пробковая доска-органайзер, методические рекомендации и варианты упражнений
к предложенному пособию. Данное наглядное пособие, сочетает в себе как метод иллюстрации, так и метод демонстрации и имеет достаточно широкий спектр применения, как в среде узких специалистов, так и в более широком контексте. Предлагаемое пособие способствует развитию звукового, зрительного и речедвигательного анализа и синтеза. Это важно, так как степень правильности операций, осуществляемых соответствующими анализаторами, прежде всего, определяет эффективность овладения грамотой по звуковому аналитико-синтетическому методу [0]. Предлагается использовать наглядный материал, который задействует следующие межсенсорные связи: зрительно-двигательные – в процессе пространственного зрения, слухо-моторные и зрительно-моторные –
при составлении слов, речедвигательные – при произношении, тактильно-двигательные – в процессе взаимодействия с окружающим миром. Простота
и доступность в изготовлении пособия, широкий спектр применения и опора на разные анализаторы, создают прочные мотивы к усвоению материала, дают возможность опоры на сильные стороны, в обход пострадавшего звена. Используя данное пособие, как метод наглядного моделирования, можно выстроить коррекционную работу одновременно над несколькими процессами. Работая над формированием звукового анализа слова, проходит и работа над совершенствованием оптико-пространственных представлений, следовательно, проходит работа предупреждающего характера, а именно предупреждение различных видов дисграфии и дислексии. Параллельно
со всем вышеописанным проходит работа и над пониманием смысловой наполняемости слова, и над словоизменением, словообразованием. Пособие дает возможность и самостоятельного использования детьми, и совместной деятельности педагога и детей, с оказанием педагогической помощи.  

Важным критерием эффективности работы в направлении формирования, развития и совершенствования фонематического анализа
и синтеза является не только систематическая работа с детьми,
но и творческий подход педагога, изучение исследований по данной тематике в смежных областях, поиск новых способов, методов и приемов обучения. Все вышеперечисленное даст ребёнку старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой при овладении чтением и письмом.