Взаимосвязь развития речи детей и мелкой моторики рук

Ученые экспериментально доказали, что в развитии речи детей огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом.

М.М.Кольцова исследуя условия развития речи доказала, что «рука- это второй центр речи и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов исходящих от пальцев рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Люди уже в древности подмечали взаимосвязь этих процессов. На Руси с самого младенчества с детьми играли в народные игры типа «Сорока», «Ладушки». Это тоже гимнастика для рук.

Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка речи вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.

 

Мелкая  моторика   –  это  согласование  движения пальцев рук,  умение ребенка «пользоваться  этими движениями  –  держать  ложку, карандаш, застегивать  пуговицы,  рисовать,  лепить».  Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Уже при проведении логопедического обследования детей с задержкой речевого развития  наблюдается недостаточность двигательной сферы, малоподвижность мелкой моторики, неточность движений. Для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания заданной позы.  -Поэтому в последние годы формирование и совершенствование общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа кистей рук. Для большей эффективности используется природный материал: шишки, камешки, деревянные палочки. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются «пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика».

Пальчиковые игры подбираются соответственно лексическим темам со словесным сопровождением. Например, к теме «Дом. Мебель»- пальчиковые игры:

 

Дом. Ворота.

На поляне дом стоит,                             Стук – стук молотком,

Ну а к дому путь закрыт.                        Строим, строим новый дом.

Мы ворота отворяем ,                            Ты, пила, пили быстрей,

В домик, в гости приглашаем.                Домик строим для людей.

 

По теме: « Овощи», «Фрукты»:

Мы капусту рубим,                                     Мы шли, шли, шли и в сад пришли

Мы капусту жмем,                                      Там в саду играли, фрукты собирали

Мы капусту солим,                                      Яблоки и груши.

Мы морковку трем.                                     Очень сладко. Кушай.

 

По теме « Животные»:

Под высокой сосной                                    Дети по лесу гуляли,

Скачет зайка косой,                                       Но вот сучья затрещали,

Под другою сосной                                         Дети, дети, не зевайте,

Скачет зайка другой.                                     Волк за елкой – убегайте!

Одним из разновидностей работы по развитию мелкой моторики рук является театр. Маленькие движущие персонажи, сделанные из природного и бросового материала, дети надевают на пальчики и разыгрывают небольшие сценки. Это богатейший прием в развитии мелодико – интонационной стороны речи и диалога. Для развития мелкой моторики используем и такие виды игр и упражнений, как плетение, шнурование, застегивание пуговиц, выкладывание из  счетных палочек, ракушек, мозаики, использование разноцветных прищепок, самомассаж рук с шишками, камешками. С интересом дети играют в «пальчиковый бассейн», где перебирая пальчиками, отбирают по указанию взрослого нужные предметы, основываясь на тактильные ощущения. Пальчиковые упражнения включаются в различные виды занятий, физминуток. После  освоения основных комплексов пальчиковой гимнастики, можно переходить к составлению рассказов, сказок (при этом можно добавлять артикуляционные упражнения, играя с «веселым язычком»).

Родители должны помнить о значимости развития мелкой моторики для детей с нарушениями речи, так как это:

— стимуляция действий речевых зон коры головного мозга;

— развитие психических процессов(памяти, внимания, восприятия и т.д.)

— развитие графо-моторных навыков.

У детей с нарушением речи развитие движений пальцев как бы  подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, интонацию.

Одним из наиболее радикальных способов развития мелкой моторики является самомассаж кистей рук и пальцев:

-самомассаж тыльной стороны кистей рук;

-самомассаж ладоней;

— самомассаж пальцев рук.

Можно научить детей самомассажу и с помощью обычного граненного карандаша, которым ребенок массирует кисти рук, запястья, межпальцевые зоны. При этом также можно использовать рифмовки, короткие стихи:

Мой веселый карандаш

Поиграй со мной сейчас.

Ловко делай ты вот так,

Эдак вот, и так, и сяк.

Пальцы станут смелыми,

Ловкими, умелыми.

Таким образом, все виды массажа доступны дошкольникам и могут быть использованы в наших с вами занятиях с детьми.