Социально-педагогическая и психологическая служба

Готовим ребенка к садику!
Малыша, как правило, отдавать в детский сад бывает непросто. После домашней обстановки детям довольно сложно адаптироваться к детскому коллективу и воспитателям.
Для помощи ребенку в адаптации к новым условиям родителям лучше подготовиться заранее. Вот некоторые рекомендации:

Заранее говорите с ребенком о детском саде, фокусируйте его внимание на положительных сторонах. Важно рассказать, что представляет собой садик, зачем туда отводят детей, почему вы хотите, чтобы малыш тоже его посещал. Можно сказать, что садик – это большой дом с красивыми площадками, где дети играют. Они вместе кушают, гуляют, спят в тихий час. С ними всегда находится воспитательница, которая помогает и заботится о детях. Стоит рассказать, что в группе много разных игрушек, что вы собираетесь ходить на работу в то время, пока малыш будет играть с другими детьми. Настройте ребенка, что по вечерам вы будете рассказывать друг другу, как прошел ваш день.

Полезно вместе с ребенком читать книги, в которых герой тоже идет в садик. Ребенку важно слушать книгу с начала – как малыша приводят в сад утром – и до конца, как его забирают домой. Полезно поиграть с ним в детский садик – важно, чтобы игра тоже закончилась тем, что ребенка забирают родители. Играть лучше регулярно, прививая привычку к занятиям и времяпровождению, которые ожидает ребенка в саду.

Соблюдайте режим дня. Важно постараться максимально приблизить распорядок дня к тому, который будет в садике. Так малышу будет легче адаптироваться к новым условиям. Режим можно узнать на сайте дошкольного учреждения.

Ребенок должен быть готов разлучаться с родителями. Попробуйте выяснить, как тяжело малышу оставаться без вас. Чтобы он мог безболезненно переносить разлуку, в семье должна быть дружеская, гостеприимная атмосфера. В доме должны бывать родственники, малышу полезно общаться со сверстниками в присутствии мамы. Хорошо, если у мамы есть возможность ненадолго оставлять малыша с папой, бабушкой, дедушкой. Признаками готовности к недолгой разлуке являются: способность малыша оставаться без родителей со знакомыми взрослыми, легкое завязывание знакомств, проявление интереса к детям, которых видит впервые.

Формируйте позитивный настрой. Проходя мимо садика, радостно напоминайте ребенку, что ему повезло, и он тоже скоро будет играть тут с детьми. В присутствии ребенка рассказывайте знакомым и родным, что рады скорому посещению малышом садика. Через какое-то время ваш ребенок станет сам с гордостью рассказывать о том, что скоро пойдет в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме дня в саду. Малышу важно знать, что и в какой последовательности он будет делать в группе с детьми. Чем подробнее и красочнее вы опишите режим дня, тем увереннее он будет себя чувствовать в садике. Затем задавайте ему вопросы: спрашивайте, что он будет делать в садике после обеда или завтрака, чем будет заниматьсяна прогулке. Так вы узнаете, запомнил ли он то, о чем вы ему говорили.

Как правило, детей в садике пугает неизвестность, когда что-то обещанное проходит не так. Поэтому стоит рассказать сразу и о возможных трудностях. Важно сказать, что он всегда может обратиться за помощью к воспитателю – например, если захочет пить или ему понадобится в туалет. Объясните ребенку, что не все будет делаться по его первому требованию – ведь в группе есть и другие дети. И если воспитатель не сможет помочь одеться сразу, то придется подождать своей очереди.

Важно учить ребенка общаться с другими детьми. Помогите ему знакомиться со сверстниками на прогулке, звать их по имени, просить игрушки, обмениваться ими, договариваться, правильно отказывать.

Развивайте навыки самообслуживания ребенка. Ему важно уметь выполнять простые действия – не стоит его торопить в этом процессе, лучше подбадривать. В садик лучше надевать простую одежду, которая легко снимается. Обувь проще застегивать, если она на липучке. Дайте любимую игрушку. Позвольте малышу выбрать себе компаньона – игрушку, чтобы ходить с ней в садик.

Подготовьте себя к расставанию с ребенком на день. Многие полагают, что если мама какое-то время остается рядом с малышом в садике, это полезно, ребенок спокоен. Однако это лишь затягивает адаптацию. Это также вредно и для других детей: видя чужую маму, они начинают задаваться вопросом, где их родители. Так что лучше оставлять ребенка воспитателям сразу с первого дня.

Полезно выработать ритуал прощания – систему знаков, которая даст ребенку понять, что вы уходите до вечера. Она поможет проще вас отпустить. Так, можно поцеловать или помахать рукой.

Планируйте свою жизнь, учитывая интересы малыша. Для привыкания ребенка к садику может понадобится до полугода. Так что стоит рассчитывать на это, строя свои планы и рассчитывая силы. Дети всегда чувствуют сомнения родителей относительно пользы садика. Любые сомнения они используют, чтобы остаться дома. Гораздо проще к садику привыкают дети, если семья не имеет выбора и вынуждена отдавать туда ребенка. Распространенная причина слез ребенка — это психологическая неготовность мамы расстаться с ним, переживание, что в садике ему будет плохо. Малыш безошибочно ощущает напряжение, даже если вы ничего не говорите. А если мама тревожится, значит ребенка ждет что-то страшное. Детей это пугает. Важно понимать, что детсад становится вторым домом дошкольника, где к нему относятся бережно. Если родители это будут понимать, ребенку легко будет адаптироваться.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других ребят в присутствии вашего малыша по именам. Просите ребенка дома рассказывать о новых друзьях. Чем лучше вы выстроите отношения с воспитателями, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку.

Контролируйте ситуацию, однако не стоит впадать при этом в панику. Ведь идеальных людей не бывает. Важно быть снисходительным и запастись терпением. Если все же ситуация вызывает тревогу, ситуацию стоит мягко прояснять через сотрудников садика. В присутствии ребенка нужно избегать критических замечаний.

Малышу важна поддержка родителей. Чаще его обнимайте и целуйте. Проводите больше времени вместе.
Педагог-психолог ГУО “Детский сад №3 г. Смолевичи”