Группы интегрированного обучения и воспитания

От интеграции к инклюзии.

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства”

 В. А. Сухомлинский

         В нашем быстро развивающемся и быстро меняющемся мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. И мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении. Для любого педагога  очевидно – каждый малыш индивидуален! У него свой характер, свои трудности, свои переживания, свои особенности адаптации, психологической устойчивости. И в условиях современных реалий есть дети, которым нужна специально-организованная педагогическая помощь узких специалистов для коррекции или исправления имеющихся нарушений развития. Это такие же дети как и все остальные, нюанс только в том, что это дети с особыми образовательными потребностями. И к сожалению на сегодняшний день количество таких детей  увеличивается, из которых наибольшую группу составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. К таким детям относятся, как я уже сказала, дети с тяжелыми нарушениями речи, нуждающиеся в помощи учителя-логопеда, дети с нарушением психического развития, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, и дети с  расстройствами аутистического спектра и другие категории детей. Так что же это за дети? Что такое группа интегрированного обучения и воспитания? И почему многих родителей пугает, что их малыш будет посещать интегрированную группу??

         Первоначально стоит ответить на вопрос: “Так что же это за дети, имеющие особые образовательные потребности?” Сначала о количественно самой большой группе, о детях с тяжелыми нарушениями речи – это дети с различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, но в тоже время важно отметить, что у этих детей сохранен физический слух и сохранен интеллект.  Еще одна категория детей – это дети с нарушением психического развития или трудностями в обучении. У детей этой категории страдают и память, и внимание, и зачастую речь, и способность к самоконтролю ,  отмечается слабость познавательного интереса, а также замедленно формируются представления, понятия, различ­ные навыки и умения. Однако эти дети обладают большим потенциалом, в условиях специально организованного обучения и воспитания. И индивидуальные проявления аутизма могут быть весьма разнообразны. И уж точно не стоит при слове аутизм сразу рисовать себе картину немого и умственно неполноценного ребенка, проводящего время в покачивании и непрестанно машущего руками. Это могут быть средне- или высокофункциональные аутисты, социально активные, расстройство которых проявляется в странностях при общении, узости интересов и многословной, педантичной речи, в тоже время имеющих высокий уровень интеллектуального развития. Эти и другие, не описанные здесь категории детей относятся к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). Так стоит ли давать таким детям шанс на социализацию, на возможность общения со сверстниками, на интеграцию этих детей в общество? Мой ответ – однозначно Да! Интегрированное обучение и воспитание, предполагает организацию специального образования при котором обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с детьми не относящимися к таким категориям. Для каждой группы детей, имеющих то или иное нарушение развития предусмотрены свои коррекционные занятия, своя образовательная программа, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения. Однако,  находясь в интегрированной группе эти детки не изолированы от общества своих сверстников хоть и проводят много времени в кабинете учителя-дефектолога. Они вместе со сверстниками посещают музыкальные и физкультурные занятия, занятия по лепке и аппликации, вместе играют и общаются во время нерегламентированной деятельности, прогулок. Это не просто принятие ребенка с особенностями другими детьми группы – это разрыв шаблонов, шаг через пропасть средневековья – это шаг на пути к инклюзии – активному включению любого ребенка в учебную, общественную и культурную жизнь общества, не только группы в детском саду.

         А теперь я хотела бы спросить у каждого родителя: “А Вы считаете своего ребенка особенным?” А может Ваш ребенок левша, и в этом его особенность. Может Ваш ребенок непоседа?, или наоборот он серьезный и медлительный, или плаксивый, или молчаливый, а может наоборот в порыве детского словотворчества не дает вам и слово сказать? Да, и черты характера и темперамент, и поведение, и реакции на успехи и неудачи, и темп усвоения материала – это все то, что делает ребенка особенными. Но с учетом всех этих особенностей им не надо специально организованные условия обучения и воспитания. Адаптировать образовательный процесс под ребенка, его темп, его возможности, максимально включить его в социальную жизнь в группе детского сада вполне под силу воспитателю. А вот детям с особыми образовательными потребностями нужна помощь не только воспитателя, но и других специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Любой родитель воспринимает своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Точно также и родители детей с особенностями психофизического развития любят уважают и воспринимают своих детей безусловно, такими какие они есть! Таким образом интегрированная группа позволяет организовать социальное взаимодействие детей с особенностями психофизического развития в среде их сверстников и направлено на гармонизацию детских отношений. А подлинное воспитание и  образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. К тому же наполняемость группы интегрированного обучения и воспитания несколько меньше, чем обычной группы в дошкольном учреждении образования.

         У нас в ГУО “Детский сад №3″ г. Смолевичи открыто три группы интегрированного обучения и воспитания, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, 1-н ребенок с нарушением зрения, а также ребенок с нарушением психического развития (трудностями в обучении). На каждой интегрированной группе учителем-дефектологом совместно с воспитателями сделано зонирование, где предусмотрен речевой уголок, зона для развития речевого дыхания, зона для развития мелкой моторики, познавательных процессов. Сейчас тесно обсуждается вопрос о создании в интегрированных группах зоны для куклотерапии и сказкотерапии, с целью развития связной речи и преодоления логофобии. И не менее важным в работе интегрированных групп является тесная взаимосвязь и сотрудничество воспитателей, учителя-дефектолога и родителей. Взаимодействие проявляется не только в участии всех субъектов образовательного процесса в родительских собраниях, но и в выполнении воспитателями и родителями рекомендаций учителя-дефектолога. Такие рекомендации для воспитателя например, прописываются в тетради преемственности и заполняются воспитателями с пометками о проделанной работе. Не менее важна и обратная связь, а именно советы воспитателя для учителя-дефектолога, выраженные как в устной форме, так и отраженные в тетради преемственности. И сегодня учитель-дефектолог, воспитатели и руководитель нашего учреждения образования совместно обсуждаем вопрос о создании в  ГУО ” Детский сад №3″ “Родительской Почты” по вопросам интегрированного и инклюзивного образования, где любой родитель не зависимо от того посещает его ребенок интегрированную группу или нет сможет оставить анонимное письмо с вопросами относительно интегрированного обучения и воспитания и получить ответ на свой вопрос.

         И в завершении хотелось бы сказать, что в своей работе и учитель-дефектолог и воспитатели интегрированных групп в ГУО “Детский сад №3” опираются на следующий принцип: Ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений – он ценен сам по себе!

Подготовила учитель-дефектолог ГУО “Детский сад №3” Тупицына Анна Юрьевна

Консультация для родителей на тему «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ТНР в домашних условиях. Игры на кухне».

На самом деле создать для ребенка дома атмосферу игры не так уж и сложно. Родителям просто нужно немножко включить воображение и подключить смекалку.

         Например игры на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания а также развивает свой словарный запас. На кухне можно изучать такие лексические темы как посуда, овощи, фрукты. Формировать математические представления, складывая геометрические фигуры из спичек, макарон. Развивать мелкую моторику, перебирая горох и фасоль или разной формой макароны.

          Рассказывая сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

        Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы  морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребенку, что и как вы делаете. Потому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

        Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

        Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери  5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

        Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.

         На кухне ребенок знакомится с новыми для него словами: свекла, морковь, баклажан, петрушка и т.д. Проговаривайте названия четко и понятно, не ленитесь повторять по несколько раз, а через какое-то время спросите у ребенка, «как это называется»

Знакомьте ребенка с обобщающими понятиями. Рассматривая продукты, принесенные из магазина, объясняйте: «Это овощи – лук, морковь, картошка, а это фрукты – яблоки, банан, апельсин».

         Любой фрукт или овощ спрячьте в коробочку с отверстием, в которое можно просунуть  руку. Далее предложите ощупать предмет и постараться узнать, что это может быть, а потом вынуть его и убедиться в точности выбранного ответа.

         Сортируйте ягоды, фрукты, овощи по цвету. К примеру, предложите отобрать только все красное или все зеленое. Подобное занятие послужит для развития логического мышления.

После таких занятий направьте внимание на форму и размер продуктов. Попросите ребенка разложить в разные коробки круглые и продолговатые или мелкие и большие продукты.

         Покажите несколько фруктов. Желательно начинать с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Попросите ребенка отвернуться, а в это время один из них спрячьте. Далее спросите, какой фрукт исчез. Это отличное упражнение для развития внимания и памяти.

         Отличное занятие для тренировки мелкой моторики – вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т.д.

         Насыпьте в большую емкость любую крупу (рис, пшено). Набросайте туда монеток, маленьких игрушек и покажите ребенку, как их можно искать и выкапывать.

         Насыпьте на противень слой манки – малыш сможет рисовать пальчиком, писать.

Сортируем крупы.

         Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным и разложить им по тарелочкам еду.

         Пересыпаем крупы, ищем клады.

Ребенок пересыпает горох из одной емкости в другую, ищет маленькие магниты и фигурки животных, которые вы заранее спрятали в горох. Пересыпать крупы можно руками, ложкой, поварешкой. Приготовьте разные емкости: большие и маленькие.

Нанизываем.

         Подготовьте разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложите ребенку сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.

Можно кормить червячка: червячок – это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становится толстым и сытым.

         Украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, предложите составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Поверьте, совсем немного изменив свой взгляд на приготовление пищи и сервировку стола, вы сможете сделать эти дела веселыми, познавательными и доставляющими удовольствие всем членам семьи. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.

Речевые игры по дороге домой

Консультация логопеда

Возраст детей 6-7 лет.

Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ.

Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире.

Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга!

Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

«Что бывает?»

Начните игру словами: “Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое?

Что бывает длинное? Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

«

Что будет, если…»

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела) Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

«Бывает – не бывает».

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

  • Чашка жарится на сковороде.
  • Медведь спит в берлоге.
  • Человек выше собаки.
  • Воробей – это не птица и т.п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому

ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу».

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

  • Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
  • Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
  • Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

Добавь словечко».

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику.

Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово. Ом-ом-ом – вот стоит высокий…(дом)

Ома-ома-ома – мы сегодня… (дома) Ому-ому-ому – мы идем к …(дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы Ва-ва-ва – на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву – съели волки всю…(траву) Вы-вы-вы – суп сварили из…(травы)

«В магазине»

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

  • «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.
  • «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» – отвечает ребенок.
  • «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.

«Сравни»

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу). На улице сравни две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться.

Список фильмов и книг об особенных людях

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

(ПОЛЕЗНЫЕ ФИЛЬМЫ)

Тэмпл Грандин» (2010, США)

                                                           

Биографический фильм о жизни Тэмпл Грандин, женщины с аутизмом, которая стала одним из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. Благодаря вере родных, друзей и учителей, Тэмпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, воплотила свои знания в целый ряд изобретений. Фильм основан на дневниках и сочинениях Грандин, что позволяет увидеть мир её глазами и рассказать о самых ярких моментах жизни.

«Желание жить» (2013, Польша)

                                                             

Главный герой Пшемек родился с тяжелой формой ДЦП. Он не мог ходить и говорить. Родители всеми силами старались помочь сыну, но раз за разом убеждались, что доктора правы – ничего сделать нельзя. Но Пшемек все прекрасно осознавал — он оказался человеком адекватным и наблюдательным, но наглухо запертым в своем теле. Главный герой находит силы бороться и жить, переживать, чувствовать, о многом судить. В этой истории не нашлось места для чудесного исцеления, но оказалось, что можно прожить и без него. Главное — чтобы тебя увидели и поняли. О Пшемеке услышали.

«Другая сестра» (1999, США)

                                                               

Карла Тэйт вернулась домой 22-летней девушкой после долгого пребывания в специализированной школе. Больше всего ей хочется жить самостоятельно, доказать себе и окружающим, что она способна сама о себе позаботиться. Она хочет учиться, а потом работать помощником ветеринара. Но мать Элизабет так заботиться о дочери, что не готова позволить Карле даже небольшую самостоятельность. Особенно после того, как девушка знакомится  с молодым человеком, у которого такие же проблемы, как у нее самой.

«Я – СЭМ» (2001, США)

                                                               

Сэм Доусон – взрослый мужчина с уровнем интеллекта ребенка, работающий в кофейни. У Сэма рождается здоровая дочка, о которой он заботится и которую очень любит.  Но социальные службы забирают девочку у отца. Сэм нанимает адвоката Риту Харрисон, чтобы вернуть свою дочь. По мере работы над этим делом Рита сама получает несколько уроков о том, что значит быть родителем.

 «Я тоже» (2009, Испания)

                                                                

История любви Даниэля и Лауры. Даниэлю 34 года и у него синдром Дауна. Это не мешает ему обладать потрясающе тонким чувством юмора, самоиронии, быть выпускником высшего учебного заведения, восхищаться картинами Босха, отлично разбираясь в живописи, учить иностранные языки, занимать ответственную должность и влюбляться в женщин с иным набором хромосом.

«В космосе чувств не бывает» (2010, Швеция)

                                                              

Главный  герой  – 18-летний Симон  с синдромом Аспергера. Для нормальной жизни Симону необходимо, чтобы все было на своих местах неделя за неделей. Заботится о Симоне родной брат Сэм. Но в один из дней в жизни брата происходят изменения. Произошедшие события сильно влияют на Симона.

 “Слово на букву А” (2018, Великобритания)

                                                              

История о маленьком Джо Хьюзе, который для своих пяти лет выглядит невероятно смышлёным ребенком, наизусть знает множество песен. Вскоре родители мальчика начинают замечать, что их сын старается сторониться других детей, и предпочитает, отойдя немного в сторону, слушать в наушниках любимую музыку, совершенно не обращая внимания на шумную толпу малышей. Отец с матерью отвозят Джо на обследование в клинику, где ему ставят диагноз «аутизм». Теперь родителям и ближайшим родственникам предстоит справиться с непростой ситуацией и найти свой особенный подход к малышу.

 «А в душе я танцую» (2004, Великобритания, Ирландия, Франция)

                                                           

Фильм основан на рассказе ирландского писателя Кристиана О’Рейли. Майклу 24 года, и почти всю свою жизнь он провел в доме для инвалидов, куда попал с церебральным параличом. Он знакомится с новым пациентом клиники — Рори О’Ши, которого приковала к инвалидной коляске мышечная атрофия. Как и Майкл, он практически не может передвигаться, но это не мешает Рори по-своему наслаждаться жизнью. Его смелость и безразличие к ударам судьбы становятся отличным примером для Майкла.

«Человек дождя»  (1988, США)

                                                              

Фильм рассказывает о двух братьях: Чарли мечтает только о наследстве покойного отца. А его брат Рэймонд болен аутизмом, ему не хватает всего лишь родственной души. Попадая в разные ситуации, справляясь с неожиданными обстоятельствами, братья постепенно сближаются и находят то, чего им так отчаянно не хватало. Кроме того, фильм знакомит зрителя с особенностями восприятия мира людей с аутизмом.

«Сотворившая чудо»  (1962, США)

                                                                 

Хелен Келлер родилась здоровым ребенком, но в 19 месяцев доктора констатировали, что у нее пропали зрение и слух. Известие стало ударом для родителей малышки. Девочка не могла нормально развиваться, ведь она не видела, не слышала и не понимала, как начать говорить. Однако спасение пришло в лице преподавательницы Энн Салливан. Хелен смогла преодолеть все ограничения, получила степень бакалавра в колледже и стала известной общественной активисткой. 

«Форрест Гамп» (1994, США)

                                                              

Форрест — мальчик с синдромом саванта. За странности в поведении его недолюбливали одноклассники. Но благодаря маме Форрест смог вырасти хорошим человеком. В его жизни было столько всего, чего иной раз не бывает в судьбе людей обычных, без особенностей в развитии. История о том, что невозможное возможно, если душа твоя открыта, а сердце доброе. А еще о том, что не такой, как все, не значит неудачник. Как говорила мама Фореста: «Жизнь, как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри».

«Звёздочки на земле»  (2007, Индия)

                                                              

Ишану восемь, он прирождённый художник. Мальчик видит мир в самых удивительных и неожиданных деталях. В брызгах краски, слетающих с кисти маляра. В тающем мороженом в руках ребёнка. В маленькой рыбке, которую ему удалось поймать в пруду, пока он ждал школьный автобус. Ишан талантлив, но кое-что здорово мешает окружающим это заметить: страдающий дислексией мальчик не умеет ни читать, ни писать. В попытках привести учебные показатели Ишана к норме, учителя и родители ругают, наказывают ребёнка. Но никому не приходит в голову спросить, чего же хочет он сам.

«Жутко громко и запредельно близко» (2011, США)

                                                              

Экранизация одноимённого романа Джонатана Сафрана Фоера – пример того, как важно иногда принять ситуацию вместо того, чтобы пытаться её изменить. Так, отец Оскара бережно относится к миру своего особенного сына. Через игру, загадки и фантазии он знакомит мальчика с реальной жизнью, учит его жить и общаться с людьми. Вместо нудных уроков -увлекательные экспедиции. Вместо домашних заданий  – записки с вопросами, на которые самому надо найти ответ.

«Хороший доктор» (2017, США)

                                                             

Сериал рассказывает о парне с внешностью 15-летнего подростка, у которого аутизм и синдром саванта. Мальчик с детства мечтал быть хирургом, получил образование и проходит практику в одной из больниц. Сюжет настолько динамичный, что погружает и увлекает с первого кадра. 

СПИСОК КНИГ

Дэниел Киз «Цветы для Элджерона»

                                                                

Чарли Гордон – мужчина с интеллектуальной недостаточностью, у него есть друзья, любимая работа. Он добрый, безобидный, мечтает научиться читать и писать. У Чарли появляется шанс развить свои интеллектуальные способности. Мужчина соглашается на экспериментальную операцию. Риски велики, но Чарли готов на все. После операции мужчина начинает обучаться и ведет дневник, в котором рассказывает обо всех своих переживаниях. С интеллектуальным развитием меняются не только его умственные способности, но и взаимоотношения с людьми, картина мира в целом.

Михаил Самарский «Радуга для жизни»

                                                                 

Лабрадор Трисон – новый друг и помощник Саши. А помощь мальчику нужна: он потерял зрение в автокатастрофе. Преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни.

Альберт Лиханов «Солнечное затмение»

                                                                

Лена – умная, добрая, веселая, много читает. Кажется, что у девочки есть все – любящие и заботливые родители, уютный дом. Только одна беда случилась в этой семье – Лена не может ходить. Большую часть времени она проводит в интернате, где ей могут оказать необходимую помощь в повседневных делах. Федя – друг Лены, занимается спортом. Физически сильному мальчику приходится тяжело морально, потому что Федя из неблагополучной семьи. Ребята общаются, начинают дружить, помогают друг другу в сложных ситуациях. «Сложности нужно просто постараться пережить, как солнечное  затмение, за которым опять последует яркий и теплый день», – не раз говорит Федя своей подруге.

Жан-Доминик Боби «Скафандр и бабочка»

                                                           

Два месяца, по три часа изо дня в день ассистентка Боби проговаривала алфавит, а он ей подмигивал на нужной букве. Понадобилось 200 000 морганий, чтобы родилась эта книга. Так, не сказав ни слова, Жан-Доминик Боби поведал миру о том, как внутри СКАФАНДРА отказавшего тела, пытается жить непокорная бабочка — ДУША.

Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи»

                                                               

Главным героем автобиографической повести является мальчик, родившийся в австралийской семье. В детстве он перенёс полиомиелит, в результате которого потерял возможность ходить. Мужество главного героя, его сила духа и вера в справедливость помогают преодолеть свой недуг. Костыли никуда не денутся, но он не позволит им влиять на свою жизнь. В основу сюжета повести легла тема стремления преодоления последствий болезни, переживаемых страданий, обретения возможности вновь ходить с помощью костылей.

Владимир Короленко «Слепой музыкант»

                                                                  

Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

Хелен Адамс Келлер «История моей жизни»

                                                                

Автобиография  Хелен Келлер. Родилась Хелен здоровым ребенком, но в     19 месяцев доктора констатировали, что у нее пропали зрение и слух. Известие стало ударом для родителей малышки. Девочка не могла нормально развиваться, ведь она не видела, не слышала и не понимала, как начать говорить. Однако спасение пришло в лице преподавательницы Энн Салливан. Хелен смогла преодолеть все ограничения.

Анна Анисимова «Невидимый слон»

                                                         

Трогательный рассказ слепой девочки, в котором описана ее повседневная жизнь с родителями. Благодаря книге  можно понять, что жизнь без зрения тоже может быть яркой, полной любви и интересных событий. История понравится всем, кто решится прочитать откровения ребенка.

 

Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»

                                                               

11-летняя Мелоди не может ходить, говорить, самостоятельно есть и умываться. У девочки ДЦП. Она учится в коррекционном классе. На самом деле Мелоди знает и понимает ничуть не меньше, чем здоровые ребята. Ее окружают миллионы невысказанных слов, она любит петь «в уме» и даже понимает испанский.

Со временем у девочки появляется специальный компьютер для общения, а еще — возможность посещать уроки в обычной школе. Мелоди попадает в школьную команду знатоков и начинает готовиться к игре в «Вундеркиндов». 

Джин Литтл «Неуклюжая Анна»

                                                            

Книга позволяет увидеть мир особого ребенка его глазами. Автор очень деликатно рассказывает об «особых школах», о том, как защититься от недопонимания и насмешек. Эта история помогает понять, что все трудности преодолимы, и необходимо верить в свои силы.

Глейцман Моррис «Болтушка»

                                                              

История немой девочки Ровены Бэтс, которая поступает в обычную американскую школу и пытается найти друзей. Папа считает Ро необычайной болтушкой, да и сама девочка с ним согласна — она все время говорит, только не вслух, а в уме.

Ник Вуйчич «Любовь без границ»

                                                                   

У автора нет рук и ног, в детстве он боялся, что всю жизнь будет один и никто его не полюбит. Однако повзрослевший Ник выяснил, как сильно он заблуждался. «Отсутствие конечностей делает меня необычным в физическом отношении, но в стремлении любить и быть любимым я ничем от вас не отличаюсь», — говорит он в своей книге. У любви нет преград — этому учит Ник Вуйчич.

 

Юрий Ермолаев «Дом отважных трусишек»

                                                              

Школьнице Наде предстоит серьезная операция. Чтобы встать на ноги уже через год, ей нужно стать первопроходцем и решиться на сложное хирургическое вмешательство. «Отважная трусишка» очень хочет жить нормальной жизнью и дает согласие.

Повесть рассказывает о подвиге, на который зачастую идут не только врачи, но и сами пациенты, страдающие от тяжелых недугов. Ведь решиться на сложную операцию и пройти все шаги — от хирургического вмешательства до восстановления — подчас бывает очень непросто.

Книга показывают мир людей с особенностями изнутри. Дает понять, что быть особым — не значит быть хуже или лучше других, осознать, что никогда не стоит отказываться от своей мечты.

Также вы можете ознакомиться с реальными историями и событиями перейдя по ссылке https://iio.bspu.by/realnye-istorii-i-sobytiya

Простые ответы на сложные вопросы о речи и не толькоhttps://www.youtube.com/watch?v=l6tBYsxF1cg

Ответы родителям на вопросы о неговорящих детяхhttps://fileskachat.com/view/55729_91fb1f3afc5e9c869eba3abf4c6a29b5.html

Консультация для родителей “Ребенок должен говорить” перейдите по ссылке нижеhttps://www.youtube.com/watch?v=Grc8cix2t2g

Консультации для родителей “Об аутизме”

Ознакомьтесь с информацией перейдя по ссылкам:

https://docs.google.com/presentation/d/1zHrl6AIbu3hM31pIQrtaOXxIXAh1pyKU/edit?usp=sharing&ouid=112055826466936168334&rtpof=true&sd=true

https://docs.google.com/presentation/d/1w4fl1FXO2iQvuuHsWze4wDbs499mOafM/edit?usp=sharing&ouid=112055826466936168334&rtpof=true&sd=true