Рекомендации психолого-педагогической службы

Психологическая поддержка, берет свое начало с опроса сложностей, трудностей, испытываемых преподавателем в процессе педагогической деятельности и их совместный с психологом анализ.

Следующим аспектом психологической поддержки является психодиагностика, способствующая, в первую очередь, выявлению необходимых для преподавателя профессиональных качеств, таких как:

1) Приоритетные ценности – любовь к детям, стремление понять и помочь им.

2) Психоэмоциональное состояние (особенности поведения и восприятия учителя(педагога), которые во многом обусловлены состоянием его нервной системы).

3) Самооценка, или самовосприятие, – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления преподавателя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия», во многом определяемая его самооценкой.

4) Стиль преподавания, где на формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы, или осложнять выполнение своих профессиональных обязанностей.

5) Уровень субъективного контроля. Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

Выяснение выраженности в той или иной мере вышеперечисленных качеств, в конечном счете, становится основанием для их изменения или коррекции.

Следующей задачей психодиагностики является выявление индивидуальных личностных особенностей, прояснение слабых или сильных, опорных сторон личности, что, в свою очередь, дает возможность определения направления личностного роста и профессионального совершенствования педагога.

Поскольку педагогическая деятельность сопряжена с постоянными стрессами, информационными и эмоциональными перегрузками. И, кроме того, существуют такие проблемы как «молодой преподаватель и проблема эмоциональной напряженности», «проблема синдрома выгорания», которые напрямую сопряжены со здоровьем педагога, то становится необходимым определение с помощью диагностического инструментария типа нервной системы.

Учет особенностей деятельности того или иного типа нервной системы облегчает подбор наиболее приемлемых методов и приемов по саморегуляции, способствующих управлению эмоциональными состояниями.

Ещё одним направлением психологической поддержки является психопрофилактика, заключающая в себе лекции, обучающие семинары, тренинги, затрагивающие следующие темы:

1. «Психологические особенности воспитанников разных возрастов», данная лекция более глубоко информирует о тех физиологических и психологических изменениях, которые претерпевают учащиеся в подростковом и юношеском возрастах и которые необходимо учитывать при планировании и построении учебного и воспитательного процессов.

2. «Конструктивное взаимодействие с воспитанниками», ключевыми для которого является, осознание следующих позиций преподавателя: учитель – начальник; учитель – компьютер; учитель – мученик; учитель – приятель и принятие другой позиции, без пьедестала, учителя – партнера, и построение взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей и возможных акцентуаций характеров подростков (гипертимного, аутичного, застревающего, демонстративного, неустойчивого, лабильного, сензитивного, болезненного, педантичного, конформного, циклоидного).

3. «Преподаватель и проблемы дисциплины», тема, которая поднимает вопрос о повышении коммуникативной компетентности, которая, в свою очередь, предполагает умение определять мотивы «плохого» поведения и умение их устранять.

Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделяет четыре мотива «плохого» поведения.

а) Привлечение внимания – некоторые воспитанники выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая вести занятия и т.д., а ребятам понимать преподавателя.

б) Власть – некоторые «плохо» ведут себя потому, что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над преподавателем, над всей группой.

в) Месть – для некоторых главной целью их присутствия в группе становится месть за реальную или вымышленную обиду.

г) Избегание неудач – некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предполагают ничего не делать.

Таким образом, преподаватель в процессе обучающего семинара получает представление о возможных причинах «плохого» поведения воспитанников и способах их исправления.

4. Практический семинар – «Конфликт-компетентность преподавателя», решающий такие задачи, как: а) повышение теоретических и практических знаний по психологии общения в конфликтных ситуациях; б) формирование тактичного и внимательного отношения к учащимся, умения бесконфликтного выхода из сложных ситуаций.

Конфликты могут происходить между воспитанниками; воспитанниками и преподавателями; преподавателями и родителями; между педагогами. Самыми сложными являются конфликты, в которых принимают участие учащийся(воспитанник) и преподаватель. Профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении. Разбирая конфликт, педагог должен помнить, как минимум три основных положения:

– необходимо вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
– опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
– относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко!

Конфликты необходимо разрешать, поскольку невнимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что учащиеся (воспитанники) и преподаватели перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Этапами достойного выхода из конфликтной ситуации являются:а) создание обстановки; б) обсуждение ситуации; в) принятие решения.

И еще один полезный прием выхода из конфликтной ситуации это «Я-высказывание», схема которого такова:

– Описание ситуации, вызвавшей напряжение;
– Точное называние своего чувства в этой ситуации;
– Называние причин.
-«Я-высказывание» хорошо тем, что оно сфокусировано, главным образом, на чувствах говорящего, не на обвинениях слушающего.

Кроме того, немаловажным в разрешении конфликтной ситуации является представление преподавателя об основных типах личности трудных учащихся(воспитанников) и о способах обращения с ними (которое он получает в ходе семинара).

5. «Формирование мотивации учения». На лекции для преподавателей по данной теме раскрываются факторы, оказывающие влияние на мотивацию учения. Кроме того, преподаватели знакомятся с программой по ее формированию, с приемами деятельности формирующими положительную мотивацию и со способами повышения мотивации у неуспешных в учебной деятельности учащихся.

6. «Социально – психологический климат ученического коллектива». Данный семинар знакомит, раскрывает и сосредотачивает внимание педагогов на основных характеристиках социально – психологического климата, таких как:

а) Степень удовлетворения учащихся своими взаимоотношениями в коллективе, учебным процессом и педагогами.
б) Преобладающее настроение (которое зависит от обстановки в группе либо неблагоприятной, либо благоприятной).
в) Авторитет педагога.
г) Степень участия членов коллектива в управлении школы, класса.
д) Сплоченность.
е) Степень сознательности и дисциплины.
ж) Успеваемость.

Учет, выше представленных характеристик, в своей педагогической деятельности является залогом успешности и благополучия, как учащихся(воспитанников), так и самого преподавателя.

Немаловажным в психологической помощи и поддержке является консультирование.

Во – первых, по результатам мониторинга, проводимого в рамках классно–обобщающего контроля и являющегося основанием для рекомендаций, на предмет построения тактики воздействия и взаимодействия с отдельными учащимися по таким проблемам как:

а) учебные;
б) личностно – социальные;
в) выбор образовательного маршрута.

Во – вторых, индивидуальное консультирование:

а) по учебным проблемам педагогов;
б) личностно – социальным проблемам педагогов;
в) по взаимодействию педагогов с родителями.

И, наконец, еще одна форма психологического сопровождения преподавателя – это психологический анализ учебного занятия, заключающийся в пересмотре, переосмыслении его следующих составляющих:

– психологической цели учебного занятия;
– стиля учебного занятия;
– организации познавательной деятельности учащихся(воспитанников);
– организованности учащихся(воспитанников);
– учета возрастных особенностей учащихся(воспитанников).