Готовность к школе

Готовность к школе — это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

Уровень биологического (физического) развития определяется по следующим показателям:

v  Смена молочных зубов. Если к 6-7 годам у ребенка началась смена молочных зубов, значит его «паспортный» возраст соответствует биологическому. Если смена молочных зубов еще не началась, то биологический возраст ниже «паспортного».

v  Выполнение филиппинского теста. Ребенок должен встать ровно и, закинув руку через голову сверху, достать пальцами правой руки левое ухо или левой рукой правое ухо. Голову следует держать прямо, не наклоняя.

v  Умение плести косичку тоже является показателем готовности ребенка к обучению.

v  Развитие общей и мелкой моторики, т.е. умение ориентироваться в пространстве (слева, внизу, над, под и т.д.) и в собственном теле (левый глаз, правое ухо), общая координация движений (четкие и плавные с хорошей амплитудой отдельные и одновременные движения тела, руками, ногами).

v  Правильно ли ребенок держит ручку (не зажимает ли ее в щепоть, в кулак, не держит ли ее вертикально, нет ли сильного напряжения); координация графических движений (ровность и четкость штриха).

Познавательные функции

v  Организация внимания и деятельности: восприятие инструкции с первого раза; планирование деятельности; оценивание своей работы по ходу деятельности, внесение поправок; просьба помощи, принятие помощи; сосредоточенная работа, без отвлечений.

v  Память: объем информации, быстрота запоминания, время хранения информации, точность запоминания.

v  Речь: достаточный запас слов; грамматически правильно соединяются слова во фразе; умеет вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них; правильные словесно-логические рассуждения; умение выполнять простейший звукобуквенный анализ (назвать 1-й звук в слове «дом», 2-й звук, 3-й звук); правильное произношение всех звуков речи. К моменту поступления в школу произношение всех звуков родного языка должно быть без нарушений!

v  Запас сведений и знаний об окружающем мире, быте на достаточном уровне.

v  Мышление (умение находить общее и различное в предметах, явлениях, процессах), способность ребенка к самостоятельным рассуждениям, выводам, пониманию смысла.

v  Зрительное восприятие (способность ребенка выделять, различать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры).

v  Зрительно-моторная координация: способность копировать фигуры, сочетания фигур, буквы, цифры с соблюдением размеров, соотношения и направления штрихов.

Социальные умения

v  Ребенок легко устанавливает контакты.

v  Считается с другими (взрослыми и детьми) как с партнерами.

v  Следует правилам, умеет играть по правилам.

v  Ребенок умеет управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, не требует от взрослых уступок и т.п.).

Личностное развитие

v  Самосознание:

предучебный тип — интерес ко всему, что связано с предстоящим обучением – школьные принадлежности, новые ситуации, новые друзья и т.п. Ребенок готов работать в присутствии взрослых, при поддержке взрослых, но недостаточно самостоятелен;

учебный тип — самостоятелен, хорошая адаптация в новых условиях, адекватное отношение к сверстникам и взрослым;

дошкольный тип — могут работать только в игре, готовы делать в основном то, что интересно. Часто они неадекватны в оценке ситуации, собственных удач и успехов, им сложно удерживать ровные отношения со сверстниками и взрослыми. Этим детям сложно адаптироваться в школе, понять новую систему отношений со взрослыми и сверстниками и включиться в нее.

v  Самооценка: ребенок «не забит» негативными оценками взрослых, не считает себя «малышом-плохишом».

v  Мотивация: позитивное отношение к новой деятельности, умение работать самостоятельно, положительное отношение ребенка к занятиям (работе), умение оценить ее качество и результат, выстроить адекватные отношения со взрослым в ходе этой работы.